Ольга Панова: Необходимо объединить всех участников школьного питания
Президент союза «Здоровье наших детей», руководитель программы «Школьное молоко» выступила в ходе форума «Школьное питание — источник укрепления здоровья детей» и вместе с другими спикерами поделилась результатами реализации программ на местах, сообщает The DairyNews.
Программа «Школьное молоко» действует уже 15 лет, реализуется в 20 регионах России и на ней выросло 4 поколения учеников. Всего в рамках Программы дети употребили более 750000 тонн молока, а регионы-участники вышли в лидеры молочной отрасли. Суммарное количество участников — 20 млн. человек.
— За время реализации программы, по данным организаций здравоохранения, на 4,5% увеличилась доля здоровых детей. И мы боремся за каждый процент, — резюмировала Ольга Панова.
Спикер рассказала о важности консолидации усилий в вопросах снабжения учебных учреждений здоровой пищей, отметила, что программа «Школьное молоко» дала толчок к развитию предприятий молочной промышленности в регионах. Это объясняется тем, что в поисках поставщиков свежего молока учебные учреждения обращаются к местным производителям, тем самым стимулируя последних повышать качество продукции.
Выступление Ольги Пановой продолжили представители разных регионов России, которые рассказали об успехах программы в областях и отметили аспекты, которые, на их взгляд, потребовали особого внимания.
Вера Полетаева, заместитель министра образования и науки Челябинской области, отметила, что для области это первый год в программе «Школьное молоко». 174 тысячи детей обеспечиваются молоком в рамках программы, выдача продукции не прекращалась даже в пандемию. Спикер рассказала, что этот период научил всех проявлять гибкость и искать альтернативные пути снабжения:
— Осуществлялась выдача родителям пакетированного молока, мы работали с производителями и выдавали молоко помесячно.
Галина Селезнева, начальник отдела социальной защиты комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, осветила другую сторону вопроса поставок молока в учебные заведения. Она заметила, как важно обращать внимание на добросовестность поставщиков питания в учебные учреждения:
— Большое внимание у нас обращается при заключении контрактов на противодействие обороту фальсифицированной пищевой продукции, которая поступает в образовательные организации. Это серьезный вопрос, которому приходится уделять все больше значения.
О способах формирования у детей культуры питания и методических разработках лучше всего смогли бы рассказать преподаватели. Светлана Волкова, учитель начальных классов гимназии № 14 г. Глазов Удмуртской Республики и победитель Всероссийского Конкурса в рамках национального проекта «Образование», поделилась информацией о ряде проектов, выполненных в рамках программы «Школьное молоко». Спикер показывала работы учащихся, а также подчеркнула важность региональных конкурсов как дополнительной мотивации для учителей и школьников. Основной рекомендацией преподавателям была подача информации детям в игровой форме: в форме интересных заданий, ребусов, шарад и интересных проектов.
Обеспечение учащихся качественными продуктами питания — задача, которая должна решаться и регламентироваться на уровне министерств. Поэтому еще одним участником форума стала Ольга Абрамова, заместитель Председателя Правительства и министр сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики. В продолжение разговора о программе «Школьное молоко» спикер отметила, что для региона молочная отрасль в центре внимания:
— Удмуртия традиционно является «молочным» регионом, мы производим более 800 тыс. тонн сырого молока, это 520 кг на душу населения, у нас есть возможности для развития этой отрасли, — привела статистику Ольга Абрамова.
Среди проблем, которые мешают производителям реализовывать продукцию в рамках программ обеспечения учеников питанием, спикер упомянула отсутствие единого стандарта питания, краткосрочные контракты и минимальное участие в закупках местных производств.
Реализуемая на территории Якшур-Бодьинского района программа по оптимизации процессов, формировании единого закупочного процесса и продовольственных пунктов позволила школам сэкономить более 13 млн. рублей бюджета, а также укрепила позиции производителей молочной продукции. Ольга Абрамова призвала коллег обратить внимание на эту цифру и высказалась о необходимости разработки подобных программ для каждого региона.
Молочная продукция — важный, но не единственный элемент программ питания. Для грамотной их разработки нужен системный подход и внимание к статистическим данным. Жанетта Горелова, главный научный сотрудник НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, рассказала об эффективных практиках здорового питания и способах разработки новых вариантов меню.
Одним из успешных экспериментов стала разработка и внедрение двух вариантов школьно-семейного меню в 218 школах Москвы, для 50000 учащихся. Были выявлены и убраны из рациона блюда, которые большинство учащихся не едят совсем (их оказалось 22%). Полученное в результате «традиционное» меню показало свою эффективность.
Дополнительно во второй, «современный» вариант меню были добавлены блюда, которые могут быть привлекательными для детей, но в настоящее время в школьные рационы не входят.
Еще одна система, «Ваш выбор» (Хэппи Ланч), представляет собой альтернативное питание, которое учитывает предпочтения всех школьников. Система подразумевает возможность выбора любимых блюд из меню, предоставляемого комбинатом питания. Школьнику остается только пройти идентификацию на входе в столовую, и повара формируют заказ в соответствии с его потребностями.
Эта система позволила добиться впечатляющих результатов: «съедаемость» блюд достигла 89–90%.
Говоря о формировании пищевой культуры, спикер привела статистику покупок в школьном буфете: 25% покупок составила выпечка, 20% — кондитерские изделия, 19% — напитки. Безоговорочный лидер — бутерброды, с показателем 36%. В рамках вопроса о предпочтениях учащихся было проведено анкетирование, которое показало: самым популярным заменителем молока для школьников является йогурт.
Жанетта Горелова привела данные Института питания по предпочтениям школьников:
— Почему мы говорим о молоке? Потому что коровье молоко является источником более 200 различных органических и минеральных веществ, которые так необходимы для растущего организма. Только в молоке содержатся 8 из 10 аминокислот, необходимых для гармоничного физического развития ребенка, — заметила спикер.
Источник: The DairyNews.